Главная » 2013 » Апрель » 18 » Сценки вечеринки 2013
14:15 Сценки вечеринки 2013 |
Действующие лица: Ведущие, чтецы. Тень Достоевского. Духи. Иван Петрович, разказчик. Николай Сергеевич Ихменев, мелкопомеестный дворянин. Наташа Ихменева, его дочь. Старик Смит. Нелли, его внучка. Место действия - Петербург. Время действия - сороковые годы 19 столетия. В Прологе и Эпилоге действие происходит в наше время в одной из школ.
Пролог Актовый зал школ. На заднем плане портрет Достоевского, юбилейная дата -175. Импровизированная книга больших размеров "Униженные и оскорбленные". Фортепьяно. На нем стоят зажженные свечи. В оформлении преобладают классические цвета: черный, белый, красный.
Первый ведущий: (Поднимается на сцену с книгой "Униженные и оскорбленные", садится в кресло и внимательно читает строки из романа). Но боже, как она прекрасна! Никогда, ни прежде, ни после, не видал я ее такою, как в этот роковой день. Та ли, та ли это Наташа, которая, еще только год назад, не спускала с меня глаз. Та ли это Наташа, которая там, в той комнате, наклонив головку ився загоревшись румянцем, сказала мне: да. Раздался густой звук колокола, призывавшего к вечерне. (Звучат колокольные звоны) Она вздрогнула (Последние слова читает на фоне колокольного звона). (Встает. Обращается к зрителям). Вы знакомы с Достоевским? Вы читали его книги? Смотрите, смотрите... (показывает вдаль) он там. Я вижу его глаза - иемные-темные. Они черны от страданий. Это Достоевский. (Гаснет свет. Появляется тень Достоевского). Тень Достоевского. Да! Я Достоевский, Федор Михайлович. Родился в Москве, на улице Божедомка. Печальное зрелище представляет этот уголок. Рядом кладбище, где обрели свой последний покой бродяги, преступники, самоубийцы. Призраки. ...убийцы, убийцы, убийцы... Тень Достоевского: Я прошел через страдания, боль и унижения... Призраки ...нижения, нижения, нижения... Первый ведущий: Вот он... Вто он сидит, положив ногу на ногу, нервно замкнул руки на колене, задумался глубоко, тяжко и страшно. В это время он пишет роман "Униженные и оскорбленные". Достоевского знает весь мир.
Действие 1 Петербург. Набережная.
Второй ведущий: Уважаемые зрители! Мы приглашаем вас в Петербург Достоевского. Город контрастов, город богатства и нищеты. Вы увидите несколько фрагментов из романа "Униженные и оскорбленные". (Открывает книгу). Две сюжетные линии представлены в нем. Первая - история семьи Ихменевых. Наташа, влюбившись в сына князя Валковского - Алешу, и, не получив родительского благославления, уходит к нему из дома. И за это ее проклинает отец. Однако ветренный и легкомысленный Алеша влюбляется в богатую дочь Катю и женится на ней. Третий ведущий: Унижен и оскорблен отец Наташи - Николай Сеогеевич. Для него уход дочери - позор. Не меньше страдает и мать. Тяжелей всех Наташе. Во имя глубокого чувства к Алеше девушка забывает о всех своих прежних привязанностях. Любовь Наташи - это самопожертвование. Повествование ведется от лица писателя Ивана Петровича. Знакомтесь, Иван Петрович!
Явление 1. Иван Петрович: (Первый чтец выходит на сцену). Родился я не здесь, а далеко отсюда. Должно полагать, что родители мои были хорошие люди, но оставили меня сиротой еще в детстве, и вырос я в доме Николая Сергеевича Ихменева, мелкопоместного помещика, который принял меня из жалости. Детей у него была одна только дочь, Наташа, ребенок тремя годами моложе меня. Мы росли с ней как брат с сестрой. (С умилением) О мое милое детство! Как глупо тосковать и жалеть о тебе на двадцать пятом году жизни и, умирая, вспомянуть только об одном тебе с восторгом и благодарностью. Тогда на небе было такое ясное, такое непетербургское солнце и так резво и весело бились наши маленькие сердца. Тогда кругом были поля и леса, а не груды мертвых камней, как теперь. Что за чудный был сад и парк в Васильевском. В тот сад мы с Наташей хлдили гулять, а за садом был большой сырой лес, где мы дети оба раз заблудились... Золотое , прекрасное время! (Мечтательно). Мы с Наташей на берегу, держась за руки, с боязливым любопытством заглядывали вглубь и ждали, что вот-вот выйдет кто-нибудь к нам или откликнется из тумана с овражьего дна и нянины сказки окажуться настоящей, законной прввдой. Сейчас вы увидите и Наташу и узнаете о том. кто погубил ее, кто разбил мое счастье.
Явление II. Самопожертвование. Набережная, Иван Петрович сидит на скамейке.
Иван Петрович: (рассказывает зрителям). Она шла молча, потупив голову и не смотря на меня. Наташа: (шепотом). Душно. Сердце теснит... Душно! Иван Петрович: (Быстро поднимается со скамейки). Воротись, Наташа! Наташа: (С тоской). Неужели ты не видишь, Ваня, что я вышла совсем, ушла от них и никогда не возвращусь назад. Иван Петрович: (К зрителям). Сердце упало во мне. Все это я предчувствовал, еще идя к ним. Но теперь слова ее поразили меня как гром. Наташа: Ты винишь меня, Ваня? Иван Петрович: Нет, но... но я не верю; ведь этого быть не может! Наташа: Нет, Ваня, это уже есть! Я ушла от родителей и не знаю, что с ними будет... Не знаю, что будет со мною! Иван Петрович: Ты к нему, Наташа? Да? Наташа: Да. Иван Петрович: Но это невозможно. Наташа! Бедная ты моя! Ведь это безумие. Ведь ты их убьеш и себя погубиш. Знаешь ли ты это, Наташа! Наташа: Знаю, (с отчаянием) но что же мне делать, не моя воля. Иван Петрович: (Пытается задержать ее.) Воротись, воротись, пока не поздно. (Умоляя.) Понимаешь ли ты, Наташа, что ты сделаешь с отцом. Ведь это убьет его сразу! Стыд! Позор и от кого же7 Ведь ты его дочь, его единственное, бесценное дитя! А мать! Опомнись. Неужели же ты так его полюбила? (Наташа опускается на колени, закрыв лицо руками, плачет). Иван Петрович: Да разве князь про вашу любовь знает? Наташа: Знает, все знает. Иван Петрович: Да ему кто сказал? Наташа: Алеша же все и рассказал! Иван Петрович: Господи! Что же у вас происходит? Наташа: Не вини его, Ваня! Его судить нельзя. Он ребенок: его и воспитали не так. Разве он понимает, что делает? Я уж решилась: если я не буду при нем всегда, постоянно, каждое мгновение он разлюбит меня, забудет и бросит. Уж он такой, его всякая другая за собой увлечь может. А что же я тогда буду делать? Я тогда умру. Да что умереть! А вот каково жить-то мне без него? Иван Петрович: Измучает он тебя, да и ты его тоже. Слишком уж любишь ты его, Наташа, слишком. Не понимаю я такой любви! Наташа: Да, люблю, люблю, как сумасшедшая! Иван Петрович: Нет, это какой-то чад, Наташа. Что ж ты теперь прямо к нему? Наташа: Нет! Он обещался сюда прийти. Иван Петрович: И его еще нет. (Возмущенно). И ты первая пришла. Наташа: Он, может быть, и совсем не придет. (Она крепко стиснула руку Ивана Петровича.) Иван Петрович: (Весь подавшись вперед. закричал). Вот он! Наташа: А-ле-ша! (Бросилась бежать навстречу). Иван Петрович: (Зрителям). Через минуту она уже оказалась в его объятиях. Краска залила ее бледные щеки. Наташа смеялась и плакала. (Звучит "Вечерний звон") Третий ведущий: (Переворачивает страницу книги). Униженная и оскорбленная в своих лучших чувствах, Наташа возвращается к своим бедным родителям. Отец после долгих и мучительных колебаний прощает ее.
Явление III. Прощение. Комната в доме Ихменевых. Дверь справа. Посредине кресло.
Николай Сергеевич: Наташа, где моя Наташа! Где она? Где дочь моя! Отдайте мне мою Наташу. (Бросается к двери). Где? Где она? (Вбегает двери). Где? Где она? (Вбегает Наташа. Николай Сергеевич несет ее на руках в кресло, падает перед ней на колени). Николай Сергеевич: Друг мой! Жизнь моя! Радость моя! Дитя мое! Наташа: Встаньте, папаша, встаньте же. Николай Сергеевич: Нет, Наташа, мне надо у твоих ног лежать до тех пор, пока ты не простишь меня. Я отверг тебя. Я проклинал тебя. Что же ты не шла ко мне? Ведь ты знала, как я принял бы тебя! О, Наташа, ведь ты помнишь, как я прежде тебя любил. Я бы душу из себя вынул, сердце свое к ногам твоим положил бы! Да ведь я ... слущай, Наташа: да ведь я часто к тебе ходил, и мать не знала, и никто не знал; то под окнами у тебя стою. Слышало ли твое сердечко, что я тут под окном? А сколько раз зимой ночью на твою лестницу подымусь, прислушиваюсь: не услышу ли твоего голоска? Не засмеешься ли ты? (Он встал, приподнял ее из кресла, крепко прижал к груди). Она здесь опять, у моего сердца! О, благодарю тебя, боже, за все, и за гнев твой, и за милость твою. (К зрителям, взявшись за руки). О! Пусть мы униженные и оскорбленные, но мы опять вместе. Пусть бросят в нас камень! Не бойся, Наташа. Мы пойдем рука в руку, и я скажу им: это моя дорогая, это возлюбленная дочь моя, это безгрешная дочь моя!
Действие II. Актовый зал школы.
Первый ведущий: Но не эта сюжетная линия ?Униженных и оскорбленных¦ - главное достижение Достоевского - реалиста. Ее перекрывает другая, получившая завершение в эпилоге - история Нелли и всего семейства Смитов. Старик Смит со своей собакой Азоркой, судьба которой была ?какими-то таинственными, неведомыми путями соединена с судьбою ее хозяина¦ Мать Нелли, отвергнутая отцом, просящая милостыню на улицах Петербурга и умершая в сыром подвале. И, наконец, сама Нелли, несчастная, брошенная всеми. (Переворачивает страницу книги).
Явление I.Смерть Смита. (выходит II чтец).
Второй чтец: Старик засуетился еще больше прежнего, нагнулся поднять свой платок, старый, дырявый синий платок, выпавший из шляпы, и стал кликать свою собаку, которая лежала не шевелясь на полу, и, по-видимому, крепко спала, заслонив свою морду обеими лапами. - Азорка, Азорка! - прошамкал он дрожащим, старческим голосом. - Азорка! Азорка не шевельнулся. - Азорка! Азорка! - тоскливо повторял старик и пошевелил собаку палкой, но та оставалась в прежнем положении. Палка выпала из его рук. Он нагнулся, стал на оба колена и обеими руками приподнал морду Азорки. Бедный Азорка! Он был мертв. Он умер неслышно, у ног своего господина, может быть от старости, а может быть, и от голода. Старик с минуту глядел на него, как пораженный, как будто не понимая, что Азорка уже умер; потом тихо склонился к бывшему слуге и другу и прижал свое бледное лицо к его мертвой морде. Прошла минута молчанья. Все мы были тронуты... Наконец, бедняк приподнялся. Он был очень бледен и дрожал, как в лихорадочном ознобе. Подали коньяк. Старик машинально взял рюмку, но руки его тряслись, и, прежде чем он донес ее к губам, он расплескал половину и, не выпив ни капли, поставил ее обратно на поднос. Затем, улыбнувшись какой-то странной, совершенно не подходящей к делу улыбкой, ускоренным, нервным шагом вышел из кондитерской, оставив на месте Азорку. Все стояли в изумлении. Второй ведущий: Большое художественное достижение Достоевского - реалиста - образ Нелли. Она прошла через муки ада, ее бунт полон трагизма.
Явление II. Смерть Нелли. (Выходит I чтец).
Первый чтец: - Ваня, - сказала она едва слышным голосом, потому что была уже очень слаба, - я скоро умру. Очень скоро, и хочу тебе сказать, чтоб ты меня помнил. На память я тебе оставлю вот это (и она показала мне большую ладанку, которая висела у нее на груди вместе с крестом). Это мне мамаша оставила, умирая. Так вот, когда я умру, ты и сними эту ладанку. возьми себе и прочти что в ней есть. Я и всем им сегодня скажу, чтоб они одному тебе отдали ладанку. И когда ты прочтешь, что в ней написано, то поди к нему и скажи, что умирая, его я не простила. Скажи ему тоже, что я Евангелие недавно читала. Там сказано: прощайте всем врагам своим. Ну так я это читала, а его все-таки не простила, потому что когда мамаша умирала и еще могла говорить, то последнее, что она сказала, было: ?Проклинаю его¦, ну так и я его проклинаю, не за себя, а за мамашу проклинаю... Говоря это, Нелли побледнела, глаза ее сверкали и сердце начало стучать так сильно, что она опустилась на подушки и минуты две не могла проговорить слова. - Позови их, Ваня, - сказала она, наконец, слабым голосом, - я хочу с ними со всеми проститься. Прощай, Ваня!... Через два дня она умерла. Помню, как старик убирал ее гробик цветами и с отчаянием смотрел на ее исхудалое мертвое личико, на ее мертвую улыбку, на руки ее, сложенные крестом на груди. Он плакал над ней. Анна Андреевна сама отдала мне ладанку, которую сняла с ее груди. В этой ладанке было письмо матери Нелли к князю. Я прочитал его в день смерти Нелли. Она обращалась к князю с проклятьем, говорила, что не может простить ему. Если вы не отвергните Нелли, то, может быть, там я прощу вас, и в день суда сама стану перед престолом божьим и буду умолять судию простить вам грехи ваши. Нелли знает содержание письма моего. Но Нелли не исполнила завещания: она знала все, но не пошла к князю и умерла непримиренная. Второй ведущий: Таким образом, изображая судьбу Наташи Ихменевой и Нелли, Достоевский дает как бы два ответа на вопрос о страдающей личности, с одной стороны - просветленное смирение, а с другой - непримиренное проклятие всему несправедливому миру. Прочитайте роман "Униженные и оскорбленные", и вы убедитесь в этом сами. А кого-то Достоевский оставит на распутье. (закрывает книгу).
Эпилог. (Ведущий проходит по сцене). Первым психологом мировой литературы назвал Достоевского Томас Манн. (Гаснет свет. Темно. Появляется тень Достоевского.) Тень: Талант мой называют жестоким. Духи: ...оким, оким, оким... Тень: А разве это - нежестоко... Духи: ... око, око, око... Тень: ... когда людям идти некуда. Духи: ...некуда, некуда, некуда... Тень: Не вините их. Я завещал каждому грешнику: ?Поди на перекресток, поклонись народу, поцелуй землю, потому что ты перед ней согрешил.¦ (колокольный звон).
|
Категория: Вечеринка |
Просмотров: 331
| Рейтинг: 0.0/0 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
При полном или частичном использовании материалов гиперссылка обязательна.
|